Главная страница Письмо вебмастеру Карта сайта
 

Прозрачность и эффективность – главные критерии работы

Целью бюджетной и экономической политики города является благосостояние и благополучие горожан. Мы все к этому стремимся. Думаю, что перед нами две больших задачи: оптимизация бюджетного процесса и развитие экономики города.

Принципы бюджетной политики
Задача бюджетного комитета состоит, прежде всего, в законотворческой деятельности, в нормативном обеспечении бюджетного процесса и осуществлении контроля над исполнением городского бюджета. И надо сказать, большую работу в прошлом году мы сделали совместно с юридической службой городского Совета народных депутатов, оттачивая нормы бюджетной политики.
Некоторые заседания комитетов проходят в напряженной обстановке. В результате работы над бюджетом нередко возникают разногласия с представителями исполнительной городской власти. В этом случае приходится создавать согласительные комиссии, работа которых и приводит к разумному компромиссу. До сих пор остаются несогласованные вопросы, связанные с нарушениями в сроках предоставления документов, полноты перечня документов, отражения всех необходимых показателей.
Не удалось пока преодолеть расхождений в использовании программно-целевого метода планирования городского бюджета. Его главная задача - консолидация расходов под поставленные задачи, отражение достигнутых результатов. К началу бюджетного года в городской Совет не поступают городские программы, необходимые к финансированию в следующем году. Поэтому невозможно увидеть весь спектр направлений расходования, понять, каких результатов мы хотим добиться в будущем году.
А на протяжении всего 2005 года администрация города предоставляет для утверждения программы, которые содержат планируемые расходы на 2005 год, но бюджет уже утвержден. Предоставляемые программы уже не являются основой для планирования и распределения финансовых ресурсов. Также нецелесообразно рассматривать программы, содержащие расходы на 2006-07 годы, не видя прогнозов на будущие годы, не обсуждая приоритетов расходования. Для согласования общих расходов всех программ необходим сводный финансовый план развития города (в соответствии с Бюджетным кодексом он утверждается на три года). Такого плана на ближайшее время в городе нет. Думается, в этом и есть главная причина неисполнения целевых и муниципальных программ (в лучшем случае они исполняются в рамках смет муниципальных предприятий и учреждений текущего года). Поэтому эффективное планирование, на котором настаивает государственная власть и общество, в данных условиях невозможно. Городу необходим финансовый план – этого требует не только разумное планирование, но и действующее российское законодательство.
Основная работа комитета связана с рассмотрением городского бюджета и контролем за его исполнением. Наша деятельность была бы эффективней при создании и работе контрольно-счетной палаты для проверки бюджета. Согласен с позицией многих депутатов - контрольно-счетная палата необходима Междуреченску. Проверку, которая должна осуществляться внешними структурами по отношению к исполнителям бюджета (администрации города) необходимо проводить, на этом настаивает законодательство. Депутаты городского Совета работают на общественных началах, а для контроля за исполнением бюджета необходимы профессионалы, специалисты, ежедневно занимающиеся этой работой.
Мы считаем нашей задачей не только принятие текущих решений, но и дальнейшее развитие принципов бюджетной политики города. Несомненно, что бюджет развития может быть только в том случае, если у горожан есть полное доверие к исполнению бюджета. Ведь бюджетные деньги – это деньги горожан, наши с вами деньги – отчисления предприятий, на которых мы работаем, налоги, штрафы, которые мы с вами платим. В Положении о бюджетном устройстве, принятом городским Советом еще 31.05.2001 году, записаны следующие принципы: прозрачность, публичность, реальность, эффективность и экономность, реализации которых мы и добиваемся. Практика показала, что необходимо разработать механизмы и процедуры, чтобы эти принципы работали и были реальными. Давно назрел вопрос о включении в бюджетный процесс общественности, привлечение представителей городского сообщества к вопросам развития города и распределения бюджетных денег на действительно важные для города дела и объекты. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: по инициативе бюджетного комитета были предложены и приняты приоритетные направления расходования бюджетных средств, которые сложились из наказов избирателей. В августе 2005 года мы планируем обсудить результаты реализации приоритетных направлений городской политики и принять решение о приоритетах развития на следующий, 2006 год, основываясь на обращениях граждан, предложениях администрации и анализе социальной и хозяйственной жизни города.
В идеале должна сформироваться новая форма работы – процедура общественных городских слушаний, задачей которой будет согласование с горожанами бюджета и направлений развития экономики города. Это не нововведение нашего комитета, а общемировая передовая практика, закрепленная сейчас и в российском федеральном законодательстве.
Сейчас важный этап. При реформировании системы местного самоуправления, разработке нового проекта устава закладываются принципы, такие как, открытость, личная и административная ответственность, доступность информации, правоприменение, стимулы для инициативности. Следующий шаг – еще более важный - обеспечить, чтобы эти принципы начали работать: появилась контрольно-счетная палата, привлекались инвестиции, открыто проводились конкурсы и аукционы, общественные слушания и т.д.

Городская экономика
Развитие экономики города требует тщательного анализа городских ресурсов, поиска прорывных направлений, эффективности и рациональности использования бюджетных средств, а также развитой нормативно-правовой базы.
Цель деятельности комитета – чтобы каждый бюджетный рубль работал на горожан и в первую очередь финансировались насущные программы социальной направленности. В этом направлении предстоит сделать многое. И в работе мы будем в первую очередь ориентироваться на достижение планируемых результатов, учитывая общественное мнение.
На протяжении двух лет члены комитета принимают самое активное участие в различных мероприятиях, направленных на улучшение жизни горожан. В числе важных мероприятий – круглый стол по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, на котором были подняты такие насущные проблемы, как необходимость создания программы ресурсосбережения, внедрение в жизнь механизмов поддержки товариществ собственников жилья со стороны муниципалитета. Депутаты уверены, что назрела необходимость в изменении самосознания горожан: важно, чтобы жильцы не были равнодушными обывателями, а ощутили себя цивилизованными собственниками своего жилья. В соответствии с Жилищным Кодексом в течение года население должно определиться с формой управления собственными домами и содержание мест общего пользования (крыши, подъезды) ляжет на плечи жильцов. Это очень непростой вопрос. Для этого необходима поддержка со стороны властей, законодательная база. Поэтому мы вышли со своими предложениями, подготовили совместно с комитетом по развитию городского хозяйства рекомендации муниципалитету.
Остро стоял на заседаниях комитета и до сих пор остается актуальным вопрос переселения жильцов из ветхого и аварийного жилья. В прошлом году на расширенном заседании бюджетного комитета мы ознакомились с перечнем домов, предназначенных к сносу, но списка семей-очередников нам так и не предоставили. Членами бюджетного комитета была внесена настоятельная рекомендация: обязательно включать представителей городского Совета в комиссию по данному вопросу, так как каждый депутат, на округе которого находятся ветхие дома, знает проблему не понаслышке, неоднократно встречался с жителями и знаком с состоянием жилья. По данным средств массовой информации на эти цели в Кемеровскую область должно поступить 152 млн. рублей. В ближайшее время нашим комитетом совместно с комитетом Н.Н. Мегиса планируется рассмотреть списки домов и жильцов, включенных в программу переселения из ветхого и аварийного жилья на 2005 год, чтобы в первую очередь квартиры получили те, кто нуждается в них более всего.
В Программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, принятой на 2004-5 гг., ставится задача, чтобы увеличить поступления в бюджет от доходов малого и среднего бизнеса. По итогам 2004 года они составили – 7 %. Желаю добиться цели и увеличить поступления от малого бизнеса, а при утверждении новой программы, которая поступит в городской Совет в ближайшее время, согласовать ее цели с Советом предпринимателей города, банками, представителями малого и среднего бизнеса. Такая программа необходима. Городу нужны инвестиции, необходимо развивать такие инструменты бюджетной политики как муниципальные гарантии и внутренние заимствования, а также создание бюджетных целевых фондов.
В каждой принимаемой городским Советом муниципальной или целевой программе должны быть установлены ключевые показатели, характеризующие качество, результаты ее воплощения в жизнь и ожидаемый эффект от вкладываемых в программу ресурсов. Совместно с экономическими службами администрации, финансовым отделом администрации мы должны отражать эти показатели в принимаемых программах. Надеюсь, что в разрабатываемой программе развития частного сектора г. Междуреченска найдут отражение поддержка социальной активности населения, инициативности жителей, также финансовая поддержка функционирования жизненно важных объектов: систем водопонижения, водопровода, а также контроль за правилами застройки частного сектора.
Хочу отметить, что все еще остается проблема слабой информированности населения в значимых вопросах, касающихся переселения жильцов и благоустройства районов и дворов, капитального ремонта домов, планов восстановления водопроводов и т.д., а ведь чем больше открытость и информативность населения, тем выше эффект от принимаемых решений. С этой целью в прошлом году был созданы сайты городского Совета и администрации города. На официальном сайте городского Совета публикуются все постановления и решения, принимаемые депутатами, а в ближайшее время на сайте будет размещен проект нового устава г. Междуреченска.
Большое значение для развития города имеет нормативно-правовая база, обеспечивающая защиту и поддержку инвестиционных процессов, развитие и поддержку малого бизнеса, общественных инициатив и территориального самоуправления.
Работы много и невозможно разделить ее на главную и второстепенную: все, что касается жизни города и горожан, важно и значительно.

Версия для печатиВерсия для печати

Ресурсы
Южно-Кузбасский правозащитный центр
 

652870, Россия, Кемеровская обл.,
г. Междуреченск, пр. Строителей, 20а
тел.: (38475) 4-53-99, e-mail: priemn@mrech.ru

редактор сайта: lesnikova@umb.rikt.ru