Главная страница Письмо вебмастеру Карта сайта
 

АРХИВ НОВОСТЕЙ


Год: 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004
Квартал: 4 квартал 3 квартал 2 квартал 1 квартал


8 ноября 2010г.

Заместитель главы города по экономике и финансам О.Г. Никитина представила депутатам тот самый комплексный инвестиционный план (КИП) развития Междуреченска как моногорода, который уже одобрен администрацией области и Министерством регионального развития РФ.
- В области нас нацелили на доработку – более подробную конкретизацию КИП-а в 1 – 2 кварталах 2011 года, с расчетом войти в федеральный бюджет будущего года и вызвали с нашей программой в Москву, в Минрегионразвития, где Сергею Федоровичу Щербакову предстоит провести 16 ноября презентацию программы и доклад для межведомственной комиссии. Нашего мэра пригласили наряду с главами еще двух территорий Кузбасса – городов Ленинск-Кузнецкий и Прокопьевск, которым уже в этом году выделены значительные федеральные средства для развития инфраструктуры и поддержку малого и среднего бизнеса (Ленинск-Кузнецкому – 1 млрд. 700 млн. рублей, Прокопьевску – около 800 млн. рублей, плюс льготные кредиты по 10 млрд. рублей). Ближайшие претенденты – города Юрга и Таштагол, по которым вопрос федерального финансирования их планов также практически решен. Оставят ли Междуреченск на перспективу, или включат в число ближайших получателей средств по федеральной программе, скоро предстоит узнать.

При этом нам необходимо соблюсти законный порядок действий: городскому Совету в срок до 8 ноября включить комплексный инвестиционный план в уже существующую программу социально-экономического развития Междуреченска.
Напомню, что предпосылкой для разработки плана послужила история кризиса, от которого в наибольшей степени пострадали так называемые моногорода – те, у которых одна отрасль занимает не менее 50% рынка продукции, либо в одной из отраслей занято более 20% трудоспособного населения. В соответствии с критериями, Междуреченск, где угольная промышленность занимает 95%, и заняты в ней 41% экономически активных граждан, отнесен к числу 324 моногородов Российской Федерации.
Наукой установлено, что экономические кризисы цикличны, с периодичностью 12 – 14 лет, и чтобы очередной спад мировой экономики, обрушение рынка тяжелой индустрии не разрушил жизнь таких городов, как наш, необходима диверсификация экономики – ее вариативность, увеличение промышленного ассортимента.
Для этого, совместно с предпринимательским альянсом, мы своими силами разработали программу, которая предусматривает открытие дополнительных производств, различных сервисов, развитие сферы услуг, чтобы мы могли вырасти из моногорода в город с более разнообразной экономикой.
Если не так давно мы еще делали ставку на туризм, планировали развитие лыжных и водных трасс, гостиничного и спортивного сервиса, то сегодня маркетинговые исследования отсекают эти иллюзии. Дело в том, что большинство городов России хотели бы развивать у себя туристический сервис, но, увы, всего около 3 млн. человек в стране проявляют интерес к внутреннему туризму; у нас царствует выездной, а не въездной туризм. И в Кемеровской области мы (не стоит обольщаться) - не самые сильные претенденты на внимание приезжих, на что нам и было указано специалистами в ходе разработки наших планов.
На что же федерация готова выделять средства? На содействие реформе ЖКХ, на поддержку малого и среднего предпринимательства – непосредственно тех, кто реализует бизнес-проекты, и развитие для этого инженерной инфраструктуры – подведение электроэнергии, воды, тепла, дорог, а также элементы необходимой социальной инфраструктуры – больницы, садики, учреждения спорта.
Основные параметры, в которых мы рассчитывали свою программу, известны: к 2020 году объемы добычи угля в Междуреченске еще возрастут, но при этом доля угольной отрасли в общем объеме производства должна уменьшиться, а для этого нам необходимо создать соразмерные сферы производства и занятости населения.
Если сравнивать с Прокопьевском, то там планируется развитие глубокой переработки угля, развитие углехимии, с соответствующей научной базой, чего с нашим потенциалом пока не потянуть.
И в то же время в Прокопьевске и Осииниках планируется закрытие шахт, а значит, высвобождаемые кадры могут потянуться к нам на заработки.
Выход мы видим в развитии прежде всего транспортной инфраструктуры, будем использовать все возможности привлечь к нам кадры и инвесторов. Дорога на Хакасию поможет в освоении месторождений марганцевых и железных руд, гранита и мрамора, деловой древесины. Кроме того, со стороны этой республики пришло сообщение, что они уже закончили дорогу на Горный Алтай, и приступают к строительству автодороги на Междуреченск – тоже считают целесообразным такой проект. Для строительства этой дороги понадобятся завод железо-бетонных конструкций и асфальтобетонный завод, а также предприятия автосервиса, которые будут поддерживать всю работающую технику. Предусмотрено строительство мусороперерабатывающего завода. Попутно предстоит развивать энергетическую отрасль.
А поскольку мы будем привлекать кадры, предстоит строительство ряда социальных объектов, в том числе садика, спортивного центра с плавательным бассейном, учреждения здравоохранения, предприятий общественного питания и даже торговли, поскольку сфера торговли тоже стремится к обновлению, внедрению новых крупных форматов взамен устаревших.
Когда речь заходит о стоимости программы, в частности, одна дорога до Абакана оценена в 22 млрд. рублей, то это не слишком много для Междуреченска, - подчеркнула Ольга Геннадьевна. – Сопоставимые суммы город ежегодно отдает в виде налогов, в том числе единого социального налога, и давно заслужил право выйти из тупикового промышленного «придатка» тяжелой индустрии страны.

Депутаты задали главному экономисту города ряд вопросов: предусмотрена ли подготовка и переподготовка кадров в случае «экономической экспансии»? И как реализация КИПа – новый виток промышленного освоения территории - скажется на экологическом состоянии окружающей среды?

Председательгородского Совета О.П. Шахова обратила внимание депутатов на то, что сегодня обучение во всех образовательных учреждениях города – начального, среднего и высшего профессионального образования – не отвечает потребностям города в определенных специалистах. Государственные программы через центр занятости населения помогают в нескольких направлениях, в их числе обучение и переобучение людей, которые высвобождаются из угольной отрасли. Всестороннюю поддержку получает стартовый бизнес, и подготовка кадров для него. Главное - необходимо еще усилить инвестиционную привлекательность нашей территории, создавая режим наибольшего благоприятствования инвесторам, освобождать их на период ведения строительства от налогообложения и т.п..
Что касается состояния окружающей среды, то целый раздел программы посвящен обязательному требованию государственной экологической экспертизы для каждого проекта. Сегодня речь может идти только о энергосберегающих, ресурсосберегающих новых технологиях – ничего устаревшего и малоэффективного. Конечно, промышленная и антропогенная нагрузка на природное окружение возрастут, но – цивилизованно и строго подконтрольно.

- Каковы основные индикаторы программы, чего мы хотим достичь? – уточнил депутат С.Н. Ненилин.
- В результате до 2020 года будет создано 8 тысяч новых рабочих мест, до 300 млн. рублей поступит в местный бюджет, не считая пополнения областного и федерального бюджетов. До 60% будет снижена доля угольной промышленности в экономической структуре города.

О.П. Шахова отметила, что анализ по основным разделам программы очень глубокий, с учетом всех статистических данных и сотней разнообразных факторов, так или иначе влияющих на социально-экономическое развитие территории. Объем документа велик – около 300 страниц. При этом он остается «живым» – в него можно будет вносить необходимые изменения, дополнения, поскольку одни бизнес-проекты окажутся ближе к реализации, другие поменяют свои параметры.
Сомнений же в необходимости отстоять свой план развития и получить помощь из столицы у депутатов нет: единогласно новый КИП внесен в уже действующую комплексную программу социально-экономического развития муниципального образования «Междуреченский городской округ», а срок ее реализации увеличен до 2025 года.


Версия для печатиВерсия для печати

Ресурсы
Южно-Кузбасский правозащитный центр
 

652870, Россия, Кемеровская обл.,
г. Междуреченск, пр. Строителей, 20а
тел.: (38475) 4-53-99, e-mail: priemn@mrech.ru

редактор сайта: lesnikova@umb.rikt.ru